Акварельную бумагу можно разделить на три группы по способу прессования и образованию фактуры: 1) Гладкая ( горячее прессование). На такой бумаге удобно прописывать мелкие детали и работать лессировками. Но вода и акварель здесь словно скользят по поверхности, что не всегда нужно.
2) Фактурная (холодное прессование). На такой бумаге акварель образует характерные заливки красочным слоем, который повторяет фактуру бумаги. Благодаря такой зернистости, акварель лучше и ровнее ложится на поверхность листа, и создает красивую фактуру. Эту бумагу можно считать универсальной т. к. она является чем-то средним между двумя другими видами. 3) Шероховатая бумага с сильно выраженной фактурой. Эту бумагу не прессуют, ее фактура образуется естественным образом, благодаря сушке. Рельефная и грубая поверхность дает возможность создавать интересные текстуры в акварельной живописи. Благодаря сильной зернистости акварель лучше сцепляется с поверхностью бумаги и равномерно заливает нужные фрагменты. Акварель в этом случае образует характерные градиенты. Но гладкой живопись уже не будет. Красочный слой будет выраженно фактурным.
Фактура бумаги зависит от волокон, из которой она состоит и от рельефа пресса, если выполняется тиснение. Бумага для акварельной живописи может состоять из волокон хлопка, льна, древесины, а также из их смеси в различных пропорциях. Варианты бывают разные.
Плотность бумаги измеряется в граммах на один квадратный метр. Т. е. это её вес. Чем больше вес, тем, как правило, и больше толщина бумаги. Поэтому под плотностью, чаще всего принято понимать её толщину. Хотя, строго говоря, это не совсем верно. Ведь бумага может быть сильно спрессованной, поэтому при одинаковом весе она будет тоньше. Плотность акварельной бумаги составляет от 170 до 800 гр. на кв. метр. Чем толще лист акварельной бумаги, тем меньше он деформируется при намокании. Т.е. на нём будет меньше неровностей, бугорков и впадин, которые неизбежны при увлажнении.